Философские основы "Канона Перемен"

       «И-Цзин» по своей сути является учением о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций, структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. То есть название трактата абсолютно точно отражает его смысл.
      Положенные в специфическую основу этого учения 64 гексаграммы («люшисы гуа») — это особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов — целой и прерванной — во всех возможных сочетаниях. составляемые путем комбинирования восьми основных триграмм), и восемь триграмм («ба-гуа») выступают как знаки конкретных воплощений Инь и Ян во всех сферах бытия.
       ИНЬ и ЯН — являются противоположными, но взаимодополняющими аспектами одной силы. Всемирно известно графическое изображение этого знака: круг, разделенный на две половинки: черную и белую, который отражает два принципа Вселенной.
in02

       Инь и Ян понимаются как полярные понятия единого субстанциального начала — пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь — ян; земля — нейтральна; металл, вода — инь). В неоконфуцианстве Инь и Ян — это проявления покоя или движения единой субстанции — Великого Предела (тайцзи).
      ЯН — мужской элемент — светлый и активный, он символизирует Небеса, Свет, Силу, позитивную Энергию, Дракона. Его качественные характеристики — мужской, сильный, тяжелый, жесткий, теплый, горячий, движущийся, живой; четные числа. В учении Фэн-Шуй Ян представлен горами и выступающими формами
       ИНЬ — женский элемент — темный и пассивный; символизирующий Землю, Луну, Тьму, Тигра и несет женские качества холодности, мягкости, нечетные числа. Иньские качества несут долины и вода.
       Совместно ИНЬ и ЯН образуют ДАО – путь — вечный принцип небес и земли, Вселенную, жизнью и дыханием которой является энергия; они зависят друг от друга и дают смысл человеческому существованию. Так, без тьмы не может быть света, без жары — холода, без смерти — жизни, а без спокойствия нет движения. Эти два элемента постоянно взаимодействуют, создавая движение. Человеческое счастье непостоянно: когда есть, когда нет. Это относится к Дао человечества и составляет кардинальный принцип «И-Цзин», «Книги Перемен».
       Вникая в «И-Цзин» человек обретает философский взгляд на мир. Не у каждого это получается. В XVII веке, когда только началось открытие Китая и Японии руководство ордена иезуитов распорядилось начать перевод на европейские языки «Канона перемен». Поначалу дело двинулось бодро, были подготовлены кадры китаеведов. Но спустя некоторое время работа застопорилась: кто-то из коллектива переводчиков заболел, кто-то тронулся рассудком, другой покончил с собой... Европейское сознание оказалось полностью неготовым к первой встречей с китайской философией.

«И-Цзин» по своей сути является учением о замкнутой, состоящей из 64 основных ситуаций, структуре постоянно и циклически изменяющегося мира. То есть название трактата абсолютно точно отражает его смысл.
      Положенные в специфическую основу этого учения 64 гексаграммы («люшисы гуа») — это особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над другом черт двух видов — целой и прерванной — во всех возможных сочетаниях. составляемые путем комбинирования восьми основных триграмм), и восемь триграмм («ба-гуа») выступают как знаки конкретных воплощений Инь и Ян во всех сферах бытия.
       ИНЬ и ЯН — являются противоположными, но взаимодополняющими аспектами одной силы. Всемирно известно графическое изображение этого знака: круг, разделенный на две половинки: черную и белую, который отражает два принципа Вселенной.
       Инь и Ян понимаются как полярные понятия единого субстанциального начала — пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь — ян; земля — нейтральна; металл, вода — инь). В неоконфуцианстве Инь и Ян — это проявления покоя или движения единой субстанции — Великого Предела (тайцзи).
      ЯН — мужской элемент — светлый и активный, он символизирует Небеса, Свет, Силу, позитивную Энергию, Дракона. Его качественные характеристики — мужской, сильный, тяжелый, жесткий, теплый, горячий, движущийся, живой; четные числа. В учении Фэн-Шуй Ян представлен горами и выступающими формами
       ИНЬ — женский элемент — темный и пассивный; символизирующий Землю, Луну, Тьму, Тигра и несет женские качества холодности, мягкости, нечетные числа. Иньские качества несут долины и вода.
       Совместно ИНЬ и ЯН образуют ДАО – путь — вечный принцип небес и земли, Вселенную, жизнью и дыханием которой является энергия; они зависят друг от друга и дают смысл человеческому существованию. Так, без тьмы не может быть света, без жары — холода, без смерти — жизни, а без спокойствия нет движения. Эти два элемента постоянно взаимодействуют, создавая движение. Человеческое счастье непостоянно: когда есть, когда нет. Это относится к Дао человечества и составляет кардинальный принцип «И-Цзин», «Книги Перемен».
       Вникая в «И-Цзин» человек обретает философский взгляд на мир. Не у каждого это получается. В XVII веке, когда только началось открытие Китая и Японии руководство ордена иезуитов распорядилось начать перевод на европейские языки «Канона перемен». Поначалу дело двинулось бодро, были подготовлены кадры китаеведов. Но спустя некоторое время работа застопорилась: кто-то из коллектива переводчиков заболел, кто-то тронулся рассудком, другой покончил с собой... Европейское сознание оказалось полностью неготовым к первой встречей с китайской философией.

История "Канона Перемен"
Философские основы "Канона Перемен" 
Понятие о ба-гуа и их описание 
Методика гадания 
Тексты Книги Перемен и их истолкование 
Таблица гексаграмм
Заключение